Советы школьного психолога

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ,  ЕСЛИ ДЕТИ ПЕРЕЖИЛИ СИТУАЦИЮ, СВЯЗАННУЮ С УГРОЗОЙ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ

Ваши дети приступили к учебному процессу. Они находятся в школе, где произошла чрезвычайная ситуация, или же эта ситуация произошла вне школы.

Дети могут:

  • — обсуждать эту ситуацию между собой
  • — могли видеть раненых
  • — могут включаться в групповое обсуждение в интернете
  • — могут быть друзьями или знакомыми пострадавших или прочих
  • — учеников класса, где произошло событие
  • — даже если они не являются близкими друзьями или лично знакомыми
  • — с пострадавшими, дети могут сопереживать и сочувствовать им.
  • — кроме того, дети, как и мы все, погружены в общий эмоциональный
  • — фон, существующий в обществе, так как на всех уровнях тему
  • — происшествия обсуждают очень активно.

Таким образом, ваши дети,  вероятно, могут так или иначе соприкасаться с данной ситуацией.

Что, с психологической точки зрения, может происходить с  детьми, включенными в подобную ситуацию?

В ситуации, связанной с возможной угрозой здоровью или жизни, естественная реакция психики направлена на переживание стресса. У детей, которые были непосредственными участниками события, могут происходить следующие процессы. Обращаем ваше внимание на то, что разные дети проживают ситуацию очень по-разному.

  1. В первые часы после происшествия:

общая мобилизация ресурсов

организма, направленная на выживание. В эмоциональном состоянии — чувство отчаяния. Возможные телесные ощущения: головокружение, головная боль, сердцебиение, сухость во рту, жажда и затрудненно е дыхание.

  1. Первые трое суток.

 Первые контакты с теми, кто получил травмы, с пониманием масштабов происшествия («стресс осознания»). Возможные симптомы: ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния. Преобладает чувство растерянности, возможны страхи, ослабление функций внимания и памяти. Возможные телесные реакции: «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита.

  1. 3–12 суток после происшествия.

 Постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. Однако может сохраняться пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, бедность мимики, снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. Может появляться желание «выговориться», сопровождающееся возбуждением, беспокойством. Могут появляться сны, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие пережитые впечатления.

    На фоне некоторого улучшения состояния может снижаться уровень

    резервов организма: есть риск простудных заболеваний, обострения

    хронических заболеваний.  Может уменьшиться умственная

    работоспособность.

  1. Примерно с 12-го дня

 после случившегося активизируется общение, речь и мимика становятся такими же, как до происшествия,  восстанавливаются нормальные сновидения. Могут возникать симптомы предыдущих стадий, но со временем они ослабевают.

 У детей, которые не являются пострадавшими и непосредственными свидетелями происшествия, данные процессы могут происходить по-разному: у кого-то более выраженно, у кого-то менее —   вплоть до отсутствия каких-либо симптомов. И это нормально.

В некоторых случаях реакции детей могут быть той же силы, как и у непосредственных участников. Это может быть связано с обострением переживаний, относящихся к жизненному опыту ребенка: конфликты с друзьями, неразделенная любовь, развод родителей или острые продолжительные конфликты между ними, переживание утраты близких. Обострение происходит, если не момент событий ребенок не смог выразить возникшие переживания, рассказать о них близким людям, получить поддержку. Особенности детской психики таковы, что она отличается большей пластичностью, чем у взрослых. В связи с этим полученный опыт может проживаться детьми и подростками быстрее; фазы интенсивных переживаний могут перемежаться периодами, когда ребенок ведет себя «как ни в чем не бывало». Это нормальная ситуация.

Как поддерживать ребенка, включенного в ситуацию?

Необходимо помнить, что состояние детей – это в том числе и зеркало состояния родителей. Обращайте внимание на своё состояние, обращайтесь за необходимой помощью и поддержкой для себя.

Помните: то, что вы наблюдаете у ребенка – это нормальная реакция его психики на ситуацию, связанную с угрозой жизни и здоровью. Единственный способ справиться с последствиями ситуации – пройти через них. При попытке подавлять какие-либо проявления они могут возвращаться вновь с большей силой и привести к затяжным последствиям.

Именно родительская поддержка – важный и первостепенный залог того, что ребенок успешно справится с ситуацией.

Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми,   переживающими последствия чрезвычайной ситуации:

  • — В период ЧС у ребенка могут возникнуть регрессивные проявления (возврат в поведении к более раннему возрасту), это связано с повышенной потребностью в ощущении безопасности, внимании родителей, их заботе. Важно дать ребенку побыть «маленьким» не требовать от него взрослого и серьезного поведения.
  • — Быть рядом. Заботиться о физическом состоянии – своем и ребенка.
  • — Дети могут проявлять повышенную обеспокоенность и контроль за действиями взрослых. Это связано с потребностью в восстановлении контроля над своей жизнью. Рассказывайте ребенку о том, что делаете, о ближайших планах. Это снимает тревогу.
  • — При возникновении страхов – не обесценивать их (нельзя говорить фразы вроде: «Здесь никого нет, перестань паниковать!»), необходимо выслушивать, проявлять заботу. Говорить простыми фразами, сообщать, что ребенок в безопасности, вы заботитесь о нем.
  • — В случае возникновения дрожи — попросить не сдерживать её, так как это естественный способ выхода накопившегося напряжения.
  • — Нужно постараться сохранить привычный для ребенка образ жизни (время еды, время сна, семейные традиции, место жительства, школа, класс, дополнительные занятия и т.д.);
  • — Постараться оградить детей от информации, передаваемой в СМИ, если событие имело общественный резонанс;
  • — В случае, если оградить от информации не получается, обсуждать увиденное и услышанное ребенком, обращать внимание на критическое восприятие информации
  • — Если ребенок сам начинает разговор о произошедших событиях, задавать конкретные вопросы — давать честные ответы, но на доступном для его понимания языке, разрешать ребенку говорить о переживаниях, связанных с произошедшими событиями тогда, когда этого ему захочется;
  • — При потребности ребенка рассказать о пережитом событии или последующих впечатлениях, выслушивать доброжелательно, с вниманием и заботой, давать ему высказаться до конца, не осуждать, не перебивать и не пытаться сменить тему. Помочь выразить возникающие чувства.
  • — Поощрять выражение ребенком собственных чувств через игру или рисунки: такой способ является более подходящим для детей рассказать о том, что они пережили;
  • — Помочь ребенку включиться в обычную жизнь: вернуться к общению с обычным окружением, к дополнительным занятиям, обычному уровню физической активности
  • — Внимательно следить за изменениями в поведении ребёнка: если что-то насторожило, то немедленно обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту). Например, нарушения сна, аппетита, чрезмерная замкнутость, заторможенность, немотивированная агрессия и т.п.
  • — Открыто выражать свои собственные переживания
  • — Использовать возможности помочь телесному расслаблению ребенка: водные процедуры (теплая ванна, душ), обучение глубокому дыханию
  • — При достаточном уровне активности ребенка – прогулки на свежем

Как понять, что ребенку нужна помощь специалиста – психолога?

Если ребенок играет в игры, которые вновь и вновь воспроизводят происшедшее с ним событие, или жалуется на «страшные сны», на это обязательно нужно обратить внимание.

Так же могут быть повторяющиеся, навязчивые воспоминания о событии. Страхи – конкретных мест, людей, одетых определенным образом, страх оставаться одному, открывать двери, выходить из дома и т.п.  Подобные модели поведения нормальны сразу же после события и помогают ребенку справиться. Однако если месяц спустя они не пропали, а лишь усилились, подумайте о том, что стоит обратиться за профессиональной помощью.

Куда обратиться за помощью?

В  гимназии работает педагог-психолог, ваш ребенок и вы сами можете обратиться к нему.

Существует возможность анонимной бесплатной психологической консультации по телефону. Номер телефона доверия, работающего под единым общероссийским номером – 8 800 2000 122, работает круглосуточно.